Праздничный концерт 10 мая

Приглашаем на концерт, который организует наш приход совместно с Межрегиональной социальной культурно-просветительской общественной организацией «Александровское Собрание». В концерте примут участие гости из Флоренции. Это ответный визит после посещения итальянского города нашим ансамблем под руководством Дмитрия Борисовича Цуварева. Прошлым летом коллектив участвовал в международном фестивале в Италии и посетил с концертом Демидовские места.

Храму во имя святого благоверного князя Александра Невского в д. Александровка, построенному на средства Демидова А.Г., в этом году исполняется 225 лет. Это мероприятие призвано ещё раз привлечь внимание к судьбе объекта культурного наследия, находящегося в полуразрушенном состоянии и требующего дальнейшего восстановления.

Вход свободный. Пожертвования на восстановление храма приветствуются.

В продолжение — краткая история Демидовых во Флоренции.

Династия русских горнопромышленников Демидовых была известна своей благотворительностью. Они часто и подолгу жили за границей и не скупились на пожертвования и там. За это им ставили памятники, называли их именем площади, отливали медали в их честь. И я знала, что на одном из красивейших и знаменитейших соборов мира — флорентийском Санта Мария дель Фьоре, есть герб Демидовых.

Фасад собора Санта Мария дель Фьоре

Но где, в каком месте фасада, не знала. И вот, в этот раз, приехав во Флоренцию, подойдя к собору, я стала его искать. Гербов жертвователей много: большинство — небольшие, а несколько — огромных. Невероятно! Я и предположить не могла! Герб оказался на самом почётном месте — на главном фасаде, первым сразу справа от центрального портала!

Герб Демидовых на флорентийском соборе

Да… Как же так получилась? Как переплелась судьба Демидовых с историей Флоренции? Видимо, было за что оказать такую честь русскому меценату.

А началось всё ещё в начале XIX века, когда Николай Никитич Демидов в предместье Флоренции купил у монахов Санта-Кроче владение Сан-Донато и приступил к строительству виллы, которую впоследствии его сын — Анатолий Демидов достроил и превратил в великолепный дворец, разместив в нем свою грандиозную художественную коллекцию. Несколько поколений семьи Демидовых жили на этой вилле и занимались благотворительностью во Флоренции. «Самый щедрый в Италии благотворитель» — так назвал Николая Демидова Стендаль. Будучи российским посланником при дворе Великого герцога Тосканского, он построил школу (она существует и сейчас и носит имя Демидовых), больницу, дома для престарелых и детей-сирот. Благодарная Флоренция воздвигла Николаю Демидову памятник, который и ныне стоит на площади его имени — Piazza Niccola Demidoff на набережной Арно.

Фото из нета, потому что сейчас памятник реставрируется и весь в лесах. Скульптурная композиция Лоренцо Бартолини, завершена в 1871 году его учеником Паскуале Романелли. Памятник был заказан братьями Демидовыми в 1830 году вскоре после смерти отца. В центре композиции — скульптура Николая Никитича Демидова, изображенного в виде римского сенатора, обнимающего своего сына. Женская фигура, сидящая с лавровым венком у ног сенатора, символизирует Признательность населения Флоренции. По углам постамента располагаются четыре аллегорические скульптуры – Природа, Милосердие, Искусство и Сибирь.

Его сын — Анатолий (не могу не сказать несколько слов об этом колоритнейшем человеке, хотя прямого отношения к нашей истории он не имеет), которого называли «король малахита», подарил Николаю I в 1835 году грандиозную малахитовую ротонду. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже. Несколькими годами позже безвозмездно передал в казну 15 тонн отборного малахита для сооружения колонн и пилястр строящегося Исакиевского собора. Во Флоренции, на доставшейся ему по наследству вилле Сан-Донато, он собрал грандиозную художественную коллекцию, которая считалась одной из лучших в мире. Так же как его дед и отец, Анатолий Демидов покровительствовал художникам. Жившему тогда в Италии Карлу Брюллову, он заказывает грандиозное полотно «Последний день Помпеи»,

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи, 1830—33 г.г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

оплачивает его, показывает сначала в Риме, потом в Милане и Париже, а затем привозит его в Петербург и дарит Николаю I, прекрасно понимая, что тот передаст его в Академию художеств и оно станет достоянием Отечества. Так, благодаря Анатолию Демидову, итальянская публика смогла познакомиться с шедевром русского искусства, а Россия получила бесценное творение великого мастера. А ведь меценату, оплатившему это полотно, в то время было двадцать лет!
Женился он в 1840 году на Матильде де Монфор, родной племяннице Наполеона Бонапарта, родственницы Николая I. Именно тогда великий князь Леопольд II Лорранский пожаловал Анатолию тосканский титул князя Сан-Донато, но (!) Николай I носить ему в России его не разрешил.

Самым известным русским флорентийцем был Павел Павлович Демидов (1839—1885), который часто жил с семьей на фамильной вилле Сан-Донато, а затем — в приобретенном им бывшем имении Медичи (!) Пратолино.

Фото из нета, потому что сейчас фигура полностью закрыта лесами — реставрируется. Вилла Пратолино в 12 км от Флоренции. Этот гигант в парке называется «Аллегория Апеннин», скульптор Джамболонья, 1579-80 г.г.

 

В 1872 году царь позволил Павлу Павловичу носить в России иностранные ордена и титул князя Сан-Донато, доставшийся ему по наследству от дяди Анатолия. В 1877 году Высочайше был утвержден герб князей Сан-Донато, на котором соединились флорентийская лилия и уральский молот! Именно этот герб, под которым помещена надпись «Paolo Demidoff», и украшает собор.

Герб Павла Демидова — князя Сан-Донато, представляющий собой щит, разделенный на четыре части, прикрытым малым щитком с гербом фамилии Демидовых, в верхней части которого — три рудоискательных лозы, а в нижней — молот. В четырех делениях гербового щита в шахматном порядке расположены эмблемы гербов города Флоренции — серебряные лилии и греческий крест, что отражает принадлежность территории виллы Сан-Донато к Флоренции.

Во Флоренции им были открыты дешевые столовые для бедных, приюты и передана муниципалитету крупная сумма денег на облицовку мрамором фасада собора Санта Мария дель Фьоре. За эти пожертвования Павел Павлович и его жена были избраны почетными гражданами Флоренции, а в 1879 году в их честь на деньги, собранные по подписке, была выбита золотая медаль. В 1880 г. в знак благодарности за пожертвования, сделанные князем городу, на фасаде собора Санта Мария дель Фьоре и был помещен фамильный герб Демидовых.

Историю строительства собора мы, обычно, ограничиваем средневековьем: начат 1296 году в готическом стиле по проекту великого архитектора Арнольфо ди Камбио и структурно завершен в 1436 с установкой знаменитого купола, спроектированного Филиппо Брунеллески. И всё! Забывая, что фасад, которым мы любуемся сейчас появился только в конце 19 века.

История его такова. Ещё в 1587-1588 годах было принято решение о строительстве нового фасада. Старый фасад, существовавший только на уровне первого яруса, демонтировали. Был объявлен конкурс, однако до середины 19 века работы так и не были начаты. То не было денег, то попечительские советы раздирали скандалы. Только в 1871 году в новом конкурсе на право проектирования фасада победил Эмилио де Фабрис. Правительство Флоренции бросило клич по сбору средств. Ведь надо же когда-нибудь закончить это строительство! Вот тогда Павел Павлович Демидов и передал муниципалитету крупную сумму денег на облицовку мрамором фасада собора. Такую крупную, что его герб поместили на почётном месте. (К сожалению, найти размер суммы мне не удалось). Работы были начаты в 1876 году и закончены в 1887. И появился этот великолепный, потрясающий неоготический фасад из разноцветного мрамора — белого, зеленого и красного, украшенный скульптурами и резными орнаментами. И немалая заслуга в этом Павла Петровича Демидова.

Источник: https://turbina.ru/guide/Florentsiya-Italiya-119590/Zametki/Gerb-Demidovykh-na-florentiyskom-sobore-57555/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *