Слово о поездке к прот. Анатолию Лебедеву (д. Курпово)


Каждый из нас ехал с чем-то своим: вопросом, болью, или желанием послушать и побыть в присутствии батюшки, который имеет дар слова. Эта заметка создавалась не для дословного пересказа, а для размышления на такую сложную тему, как отношения супругов, опираясь на библейские толкования. 

 

Мы зашли в старинный храм Воскресения Христова, построенный в 1630 г. (был перестроен в 1827 г.), где служит о.Анатолий. С 17 в. сохранился первый этаж и дощатая надпись в притворе храма, а летом, когда открываются царские врата, можно увидеть древний иконостас, где в верхнем ярусе сохранились иконы 17 века. Все остальное уже относится к 19-20 в.в. Неподалеку от храма находится небольшой дом, в котором живет о.Анатолий. Встретили нас добросердечно и хлебосольно. Батюшка, своим отеческим, любящим и вместе с тем строгим перстом, указывал нам на устав семейной жизни по Священному писанию (см. фото).

«Времена изменились» – подумают многие, так как трудно воспринять это нам, живущим в современном мире людям. Но если мы христиане, то стоит вспомнить зачем мы венчались.

 

Важно, чтобы в семье на первом месте был Господь Иисус Христос. Тогда у мужчины это будет выражаться в том, что у великого мужа — глава Христос, и жену свою он будет любить как себя, свое тело (Еф.5:28); а у женщины — в том трепете (любви) перед мужем, как перед самим Богом («жена да боится своего мужа», послание к Еф. 5:33). В таком случае, обязанности друг ко другу будут естественным образом вытекать из этих основных положений. 

 

Здесь хочется привести слова митр. Антония Сурожского:

 

«Это послание, с одной стороны, говорит об очень глубоких отношениях между Церковью и Христом. Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жизни и смерти. И это первое, о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак: им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: “Я тебя люблю”, — и эта любовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью, из-за любви к жене и своим детям. Муж является главой семьи потому что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, преданной, которая готова на все, чтобы защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить.

А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она — невеста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем (и это образ, который дает апостол Павел в одном из своих посланий) она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. Она — невеста, та, которая настолько — так глубоко, так совершенно — возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить по любви к нему и последовать за ним, если нужно — даже на страдания, если нужно — на крест.

Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа, и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью. Это мы должны всегда помнить, потому что слишком часто этот отрывок Священного Писания толкуют ложно: унижая жену и возвеличивая мужа, представляя его гордым властителем».

 

С богословской точки зрения, по грехопадению отношения перестали быть простыми, а становятся сложными. В нашем грешном мире существует взаимное тяготение и отчуждение друг от друга одновременно. Начинаются препирательства, порой доходящие до противоборства, недоверие друг ко другу. Например, мужчина будет находить примеры в Библии, где сказано, что она сотворена от его ребра и истолковывать, что у нее нет разумности, или вульгаризировать толкование, что она виновата в грехопадении. А для женщины станет соблазнительно превозноситься над мужем там, где при буквалистском подходе, жена сотворена и стало «хорошо весьма» и т.д. Т.е. возникает обращенность к себе, а не на другого. Это все — следствие грехопадения и начало греха (искажения). Например, обида возникает, если мое чувство важности высокое. А другой человек, возможно, и не хотел обидеть. Посмотрите, Христа разве можно было обидеть? Нет, конечно. Он не обижается, у Него есть дело, которое нужно исполнить. Он пришел себя отдать людям…

 

Так вот, возвращаясь к толкованиям. Основное, конечно, мы разные. Женская природа отличается от мужской — она изменчивее, податливее, у нее другая эмоционально-чувственная сфера. Зная это, хорошо порой быть потише и прислушиваться к мужу. Здесь вспоминается великое смирение Божьей Матери. Надо сказать, что именно христианство во всей полноте раскрывает достоинство женщины и призвание материнства, вершиной которых является Пресвятая Богородица. Быть помощницей, восполняющей мужа (Быт.2:18), не означает уничижения женщины, но напротив, это призыв к активному проявлению свойственных женской природе качеств любящей супруги.

 

И, если мужчина слушается женщину в дурном, то перестает быть мужчиной. Одной из версий является то, что Адаму следовало помочь Еве перестать «вкушать с дерева добра и зла», т.е. погружаться в то, с чего началось их грехопадение. Где она слушала змея, который пришел такой гадкий и похабный с клеветой на Бога, чем принес инструмент раскола в ту полноту любви и единства, в которой они пребывали. Адам же присоединяется к ее слабости и гибкости. 

 

Но по сути, Адам и Ева — одна плоть, между ними нет онтологической разницы. В библейском понимании «плоть» означает не просто тело, но полноту личности. Ева не может без Адама, равно и Адам не может быть без своего ребра (с евр. «цела» — бок, сторона). Эту, более широкую трактовку использовали святые отцы, которые считали, что в первозданном человеке изначально уже присутствовали и мужское и женское начало в равной степени, а при сотворении жены Господь лишь отделил женскую сторону человеческого естества от мужской и даровал ей личное бытие. Святитель Иоанн Златоуст писал, что …«творческая премудрость разделила то, что с самого начала было одно, чтобы потом снова объединить в браке то, что Она разделила».

 

Утраченное единство преодолевается нами в браке, как движение навстречу друг ко другу. Господь восстанавливает разрушенную грехопадением природу человека. Через это восстанавливает и правильные отношения супругов, основа которых, не закон и права, а любовь во Христе. 

 

Что это на деле, как не взаимная любовь, прощение, принятие, служение другому, к чему мы должны стремиться в христианском семейном подвиге?

 

Примечание: сильные трактаты о семейной жизни в основном написаны монахами, святыми отцами Церкви. Например, знаменитые «Главы о любви» Максима Исповедника. Из современных отцов — книга прот. Владимира Хулап «Венцы Любви», книга о Таинстве Венчания.

 

Лебедева Татьяна — прихожанка храма

Март 2023 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *